Американское явление
Лобби — типично американское явление, нам, советским людям, неведомое. Как и многие другие подобные явления, оно требует не поверхностного взгляда, не голословного осуждения, а внимательного рассмотрения и анализа. Апологеты американского образа жизни могут сказать, что лобби существуют для того, чтобы информировать конгрессменов, доводить до них мнение самых разных слоев общества. В самом деле, в Вашингтоне есть лобби не только деловых кругов страны, но и многих профессиональных и общественных организаций, а также других стран. Но любопытно, что сами американцы деятельность вашингтонских лобби отнюдь не популяризируют. Мне не составляло большого труда попасть в длинные коридоры и просторные кабинеты, в которых хозяйничают конгрессмены. Я встречался с ними, беседовал, обедал, а вот с лоббистами столь просто такие контакты не установишь. Во-первых, потому, что они по роду своей специфической деятельности обычно сами ищут контактов с нужными людьми. Во-вторых, вся их работа протекает как бы в полузасекреченной форме, хотя они официально зарегистрированы в Вашингтоне. Сами американцы хорошо понимают всю щекотливость этой ситуации. Вот общее мнение трех сенаторов, высказанное при обсуждении этой проблемы: «Поток информации в конгресс и правительственные учреждения совершенно необходим, это существенный фактор нашей демократической системы. Но у лоббизма есть своя темная сторона. Она является следствием его секретности. Существует широко распространенное подозрение, что в атмосфере такой секретности зарождаются незаконные действия и коррупция». Сенатор Рибиков утверждает, что «конгресс и общественность должны знать, кто пытается оказывать свое влияние и на кого, с какой целью». Благое пожелание!.. Как только такие пожелания осуществляются, в Вашингтоне, как правило, случается очередной политический скандал.