Ростом монополистического капитала
С ростом монополистического капитала большой бизнес скупает так называемые «независимые» органы периодической печати. Таким образом, происходит концентрация средств информации в руках их подлинных закулисных хозяев — финансовых тузов. Очевидно, не без знания дела бывший министр финансов США Д. Коннэ — ли, выступая в пресс-клубе Хьюстона, заявил: «Сегодня индустрия средств информации — это большой бизнес. «Нью-Йорк тайме», «Вашингтон пост», Эй-би-си, «Тайм», «Ныосуик», Си-би-эс нужно считать тем, что они есть: крупными предприятиями, которые создали предприниматели и которые принадлежат к числу самых выгодных в Америке. Это гигантские корпорации, которые приносят прибыль так же, как и крупные компании, занимающиеся производством автомобилей, электроприборов, стали, переработкой нефти».
Здесь мы вплотную подходим к одному из самых главных тезисов американских пропагандистских эквилибристов — о «свободе слова». Она действительно есть для тех, кто покупает себе в вечное пользование средства информации. Такие приобретатели этой «свободой» с другими не делятся. Американский историк Г. Зинн пишет: «Резонно не только спрашивать, пользуетесь ли вы свободой слова, но и в какой степени вы ею пользуетесь, как слышен ваш голос и сколько людей могут его услышать. Право человека свободно высказываться определяется его доходом и политическим весом. Какой-нибудь радикал может воспользоваться ящиком из-под мыла и, забравшись на него, обратиться с речью к сотне людей в парке. Кто-нибудь еще может взять напрокат систему громкоговорителей, и его голос дойдет до нискольких тысяч людей. А корпорация может купить лучшее время на телевидении, и в один вечер ее услышат десять миллионов зрителей… Инакомыслящие могут издавать свои крохотные журналы и газеты. Но те, кто владеет журналами «Тайм», «Ньюсуик», «Макколс», «Ридерс дайджест» или газетой «Лос-Анджелес тайме», имеют огромное преимущество в использовании свободы слова».