Монополистический капитал
Еще большей силой воздействия, чем пресса, обладает теперь телевидение. Подсчитано, что средний американец проводит перед экраном своего «ящика» ежедневно около четырех часов. Это данные весьма авторитетные, их приводит компания «А. С. Нильсен», занимающаяся изучением телеаудитории в США и пользующаяся при этом самой современной техникой. Итак, выходит, что «средний американец» к 18 годам имеет за плечами уже более 18 тысяч часов «телестажа», можно сказать, телевизионного образования. Ведает этим образованием монополистический капитал, поскольку телевидение в США — одна из его ведущих отраслей. Оно должно приносить прибыль и не имеет права не служить капиталу. Пресса, радио и телесетп не только принадлежат большому бизнесу, по они еще тесно связаны с ним деньгами рекламодателей и просто не могут не быть его рупором. «Телевидение могло бы стать новым мощным орудием просвещения, — считает американский профессор Роберт Хатчинс. — Вместо этого нам продают мыло, пиво и развлекательные программы, составленные с одной целью: держать зрителя в постоянном напряжении от одной рекламной вставки до другой». Еще более конкретно сформулировал ту же мысль обозреватель Уолтер Липпман: «Хотя предполагается, будто телевидение «свободно», оно, в сущности, является креатурой, служанкой и, более того, проституткой торговли».
В свое время ведущие американские еженедельники «Лайф» и «Лук» были, по существу, главными рекламными проспектами среди всех средств информации в США. Затем набиравшее силу телевидение начало отбирать у них рекламодателей с их деньгами, и оба журнала захирели. Вот какова на самом деле кровная связь и зависимость прессы от большого бизнеса! Сегодня реклама на телевидении занимает 12—14 минут в час, рекламными вставками постоянно прерываются любые передачи. И чем повуляр — нее передача, тем больше денег платит бизнесмен за свою рекламу.